Однажды вечером в Нью-Йорке оживленная публика расходилась из художественной галереи, бурно обсуждая увиденное и споря о чем-то. Неожиданный эффект произвели картины молодого художника, Фрэнка Стеллы. Тогда, в 1959-м году, еще никто не подозревал, что событие войдет в историю под названием «Выставка ''Черных картин''» и положит начало новому мощному течению в искусстве и дизайне — минимализму.

 

Фрэнк Стелла. Без названия

 

Издалека полотна Ф. Стеллы казались абсолютно черными, и только присмотревшись, на них можно было обнаружить тонкие белые линии, ровно расчерчивающие поверхность под различными углами. Позднее прямые линии и черно-белая гамма прочно закрепятся за всем, что будет связано с минималистским дизайном. В том числе и в интерьере.

Про минимализм обычно говорят: «Это когда мало всего и пустые стены». На самом деле минимализм — это многогранная и сложная философия, подобную которой, пожалуй, не найдешь во всех остальных современных стилях. Большинство из них так или иначе сами вышли из минимализма. Формировался он долго, больше ста лет, синтезируя в себе различные идеи и приемы, а выставка «Черных картин», о которой вы прочли в самом начале, — на самом деле лишь верхушка огромного айсберга.

 

 

Характерно, что минимализм в интерьере предпочитают люди, которые не зависят от чужого мнения и не стремятся вещами доказывать гостям свою значимость. Между внешним эффектом и собственной гармонией они всегда выбирают второе. Для таких людей и предназначен наш рассказ о том, из чего складывается настоящий минимализм.

 

1. Функция превыше всего

Если в интерьере для вас прежде всего важна удобная организация пространства и эргономичность предметов мебели — то минимализм, с большой долей вероятности, ваш стиль. Если в декоративной вазе эпохи Мин или вензелях на кровати вы видите очередной пылесборник, а большой комфортный диван, расположенный на правильном расстоянии до телевизора, — это для вас не мелочь, которой можно поступиться, то определенно стоит присмотреться к минималистичному стилю.

 

 

Вся его внешняя, иногда непонятная, лаконичность есть не что иное, как приоритет функции, которая определяет все. Поэтому интерьеры в данном стиле отличает архитектурный подход, работа с пространством и формами, в отличие от декораторского, для которого определяющее значение имеют цветочки на шторах и цвет картинной рамы. Функционализм как подход к проектированию зданий, интерьеров, мебели и бытовых вещей возник вместе с понятием «дизайн» вообще. Произошло это в начале XX века, когда впервые появилась острая необходимость соединить искусство и промышленность. Проще говоря, если предмет в первую очередь удобен для человека и отлично исполняет свою функцию — это и есть настоящий дизайн.

 

 

2. Прямолинейность и геометризм

Эти черты — родом из конструктивизма, знаменитого направления в архитектуре и промышленном дизайне 1920-1930 гг. Конструирование, поиск идеальной композиции — вот к чему стремились его приверженцы. Единственным условием было использовать минимум художественных средств, простые геометрические фигуры и тела. Профессионалы так талантливо связывали их в единое целое, что на выходе получались общепризнанные шедевры архитектуры и дизайна, не потерявшие своей актуальности и сегодня. Зачем мы вам это рассказываем? Потому что то же самое происходит каждый раз, когда проектируется интерьер в стиле минимализм. Посмотрите на этот проект гостиной. При помощи простых форм стеллажа, тумбы, телевизора и даже коврика на полу сложена красивая, завершенная композиция, глядя на которую возникает чувство гармонии.

 

 

«Ничего лишнего» — известный девиз минимализма. Но не потому, что этот стиль аскетичен. Наоборот — он настолько наполнен невидимыми связями между частями, что любая дополнительная деталь может разрушить его единство, поэтому она тут и не нужна. Остается добавить, что правильная композиция — едва ли не самое главное в искусстве вообще. Как говорил классик, «умение передать целое – основной признак истинного художника» (Эжен Делакруа).

 

 

3. Свет и тень

Вы будете удивлены, но факт остается фактом: минимализм — это один из самых высокохудожественных стилей. Все дело в его специфической черно-белой гамме. Любому художнику известно, что белый фон лучше всего позволяет увидеть соотношения света и тени на поверхности, а градации черного делают изображение контрастным. В этом смысле минималистичный интерьер можно сравнить с графикой — рисунками, сделанными карандашом или тушью. Применение самых разных тонов и белого, и черного (в том числе серого) позволяет сделать дизайн интересным и сложным.

 

 

При помощи ахроматической гаммы лучше всего удается подчеркнуть чистоту формы — это касается и скульптуры, и архитектуры, и интерьера. Наблюдения за изменениями светотени становятся еще интересней, когда в течение дня меняется естественное освещение, а вечером включаются лампы. Кстати, «Черный квадрат» К. Малевича (1915), который принято считать символом минимализма и с которого, собственно, все и началось, тоже не вполне черный, хотя соотношения тонов на картине самое что ни на есть минималистичное.

 

 

4. Небольшие вкрапления цвета

Стиль допускает небольшие вкрапления обычных (хроматических) цветов — красного, зеленого и так далее. У этой особенности тоже есть своя предыстория. Дело было так. Жил в начале XX века известный художник — Пит Мондриан. Он прославился тем, что писал картины, которые состояли из прямоугольников и линий в трех основных цветах спектра — синем, желтом и красном. Цвета были чистые, фигуры заполнялись одним тоном, безо всяких переходов и оттенков. Выразительность подчеркивалась также черным и белым цветами.

 

 Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим

 

Мы не будем долго объяснять вам все тонкости, в чем тут новшество и достижение, а скажем лишь, что творчество Мондриана оказало большое влияние на весь последующий дизайн, в том числе, графический, промышленный, ну и, конечно, интерьерный. Вот откуда в черно-белом интерьере появились цветные элементы: небольшие, яркие и непременно насыщенного оттенка. Диапазон допустимых красок с тех пор существенно расширился, вернее, были сняты все ограничения, и для интерьера это, конечно, оказалось плюсом. Цветная ниша, кресло, панно на стене, ковер на полу, один из фасадов навесного шкафа — вот примеры использования данного стилистического приема.

 

 

5. Свобода и спокойствие

Это не та свобода, о которой вы подумали. И так понятно, что все любят, когда много места, воздуха и света, при первой возможности стремятся спроектировать студию, а окна — сделать максимально большими. Речь идет о свободе творчества, причем не дизайнера, а того, кто будет жить в интерьере. Именно ему выпадает счастливая возможность интерпретировать то, что он видит, по-своему. Минимализм — это стиль бесконечной неоднозначности. Его плоскости и объемы лишены прямого, навязанного значения. Стандартный подход, когда портрет есть портрет, а листики на обоях или даже орнамент из какого-нибудь дворца — только растение или орнамент, в минимализме не проходит. Тут все зависит от того, кто смотрит: он может сколько угодно размышлять и фантазировать, дополняя картинку интерьера собственными идеями и эмоциями.

 

 

А может и не дополнять, а просто жить в спокойном пространстве, создающем тихий фон без визуальных напряжений. И это тоже уникальное качество минимализма. Почему-то многие думают, что минималистичный стиль выбирают скромные непритязательные люди, которые хотят чего попроще. Нет, это не так. Точнее, не совсем так. Его выбирают также и те, кто любит яркие впечатления, разноцветные пейзажи и внешний лоск. Просто их ритм жизни уже дает им все это за пределами дома, в который они возвращаются, чтобы отдохнуть и прийти в спокойное состояние духа. «Успокаивающие» интерьеры сегодня ценятся все больше: потому что мир вокруг — на улице, на работе, в общении и поездках — вертится как в калейдоскопе.

 

 

Богатство и возможности стиля, о котором мы говорим, видны не сразу и не всем. Но если он вам хоть немного интересен, попробуйте пойти дальше: посмотреть фотографии интерьеров и попытаться их проанализировать. Представьте, как бы это смотрелось у вас дома, что бы вы хотели переделать под себя, а что оставить. Вот увидите, вам откроется много чего такого, о чем вы раньше и не подозревали. А.П. Чехов как-то написал своему брату фразу, ставшую крылатой: «Краткость — сестра таланта». Так вот, краткость в интерьерном дизайне — это и есть минимализм.

 

Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)

К написанию этой статьи меня подтолкнул тот факт, что за последний год в нашу студию обращалось большое количество потенциальных клиентов, которые хотели, чтобы мы спроектировали для них апартаменты в стиле лофт. Помочь нам удалось только двоим. О причинах этого я напишу ниже, а пока два слова о таком явлении, как лофт.

В сороковых годах прошлого века, в крупных городах Америки стали освобождаться промышленные здания - фабрики, заводы, складские помещения. Причиной этому был скачок цен на землю, а так же последствия Великой депрессии. Опустевшие помещения заинтересовали представителей богемы - художников, скульпторов, поэтов, музыкантов. Их привлекали как архитектурные особенности зданий - высота помещений, большие окна, так и низкая по сравнению с обычными квартирами, арендная плата. Как правило, художники арендовали помещение, устраивали там мастерскую и галерею, а зачастую там же и жили.

Постепенно кварталы, в которых располагались эти здания, обрели вторую жизнь за счет обосновавшейся там богемной тусовки, и вскоре за лофтом закрепился статус элитного жилья. Цены на аренду поднялись до небес, и молодым художникам становилось не по карману снимать, как прежде, большие площади. В данный момент лофт стал прерогативой успешных людей.

Экскурс в историю завершен. Итак, почему же мне пришлось отказать некоторым клиентам, которые хотели, чтобы я сделал для них дизайн-проект квартиры в стиле лофт? И можно ли вообще превратить в лофт квартиру в среднестатистической новостройке?

Я считаю, что нет. В лофте почти не играет роль то, какая мебель заполняет помещение. Бедные художники обставляли свои студии вообще всем, что удавалось достать, вплоть до экспонатов с ближайшей свалки (хотя тут нужно сделать поправку на то, что чутье на стиль у художника, несомненно, выше, чем у обычного человека). Большое значение играют фактуры - бетон, кирпич, металл, стекло, дерево. Промышленные материалы, если обобщить. И, наконец, главное - то, что делает пространство лофтом - во первых, параметры помещения - это должно быть большое пространство с значительной высотой потолка. Обязательно. Очень желательно, чтобы были большие окна с витражным остеклением. И, наконец, архитектурные детали - видимые балки, системы вентиляции, водопроводные трубы, электрическая проводка - все то, что зачастую в жилых интерьерах скрывают - все это придает лофту его неповторимость. Завершающим штрихом настоящего-лофта будут предметы искусства - картины, скульптуры, инсталляции.

Так что можно, конечно, в обычной квартире сделать стилизацию, использовав отделочные материалы и инженерные конструкции из списка выше, и это будет интересно. Зачастую именно так и приходится делать. Но, конечно, в результате получается не лофт, а интерьер в современном стиле. Хороший, удобный, уникальный. Но не лофт. Потому что лофт прежде всего - это архитектура.

Далее я расскажу о двух проектах в стилистике лофт, выполненных нашей студией.

 

Первый - это проект интерьера в городе Пушкин, Ленинградская область.

 

 

В данном случае на руку сыграла удачная планировка, а именно большое пространство, которое несет функцию кухни - гостиной, а так же то обстоятельство, что квартира находится на последнем этаже, и является мансардой, то есть потолок имеет уклон. Этот не характерная для квартиры особенность сыграла нам на руку. Открытая приточно - вытяжная система, внешняя электропроводка и облицовка стен спилами старого красного кирпича и массивная доска на полу, а так же грамотно подобранная мебель позволяют характеризовать этот проект как лофт. Подробнее о проекте можно узнать, перейдя по ссылке.

 

Второй проект, о котором хотелось бы рассказать, это проект интерьера офиса в одном из зданий фабрики <<Красный Треугольник>>, Санкт-Петербург.

 

 

В данном случае стилистика была продиктована самим зданием, которое построено в начале позапрошлого века. Само помещение имеет габаритные размеры 10 х 9,6 метров, высота помещения - 6м (что позволило спроектировать антресоль). Пол из старых дубовых досок отремонтировали, кирпичную кладку очистили пескоструйной машиной и покрасили в белый цвет. Конструкцию - антресоль собрали из старых деревянных балок, которые были найдены на территории фабрики. Главные элементы интерьера - огромные арочные окна в количестве двух экземпляров. Старые деревянные витражи привели в порядок и покрасили. Главной рекомендацией, которую мы дали строителям, была просьба не усердствовать с покраской, потому что мы хотели, чтобы новые материалы лишь слегка обновили фактуру, сохранив все сколы, трещины и царапины. Подробнее о проекте можно узнать, перейдя по ссылке. 

 

 

На первой встрече мне регулярно приходится задавать клиентам следующий вопрос - на какой бюджет следует ориентироваться при создании проекта? Это важно, потому что проект, который впоследствии не реализуется из-за недостатка средств, не имеет смысла. Ответы, как правило, разделяются на два типа - конкретные и расплывчатые. Конкретный - это когда называется определенная сумма. Расплывчатый - когда используются формулировки вроде этих - <<лучшее соотношение цена - качество>> или <<бюджет неограничен, но в разумных пределах>>. Причем понимание, что такое - разумные пределы - у каждого свое. Ответ зависит от определенного склада характера человека, а так же от тех обстоятельств, в которых он находится в данный момент. Недопонимание на этом этапе может очень сильно повредить в дальнейшей работе.

Далее я анализирую эту информацию. В первую очередь я стараюсь понять взаимосвязь между ожиданиями клиента (то есть того, что он хочет получить в результате реализации проекта) и тем количеством средств, которые он готов израсходовать на него.

У меня в голове есть некая абстрактная формула, которая позволяет мне на первом этапе приблизительно понять, что если на один квадратный метр площади данного помещения потратить икс средств, то в результате можно получить некий интерьер с определенным набором отделочных материалов, мебели и оборудования. В этом уравнении множество переменных, от которых все зависит, например, первичное состояние помещения, предполагаемые работы и их стоимость, тип и происхождение отделочных материалов и их стоимость согласно курсу валют, а так же мебель и техника.

Хорошо, когда денег много и бюджет неограничен. Это мечта, но так иногда бывает. В этом случае можно творить на полную катушку. Но чаще бывает ситуация, когда есть строго определенная сумма на воплощение проекта. В этом случае я вижу три пути, по которым дизайнер вместе с клиентом могут пойти:

Первый - строгое следование рамкам небольшого бюджета. В этом случае разрабатывается концепция, которая не предполагает сложных инженерно-технических решений (перепланировка, перенос коммуникаций, возведение конструкций), привлечения специалистов узкого профиля и высокой квалификации. Используются бюджетные отделочные материалы, недорогая серийная мебель, сантехническое оборудование и т.д. Итог - простой интерьер эконом-класса, сплошная эргономика.

Второй - обоснованный и согласованный выход за рамки бюджета. Это происходит следующим образом - допустим, в ходе проектирования рождается идея, например, организовать антресоль с спальным местом или сложную трансформируемую мебельную конструкцию. Само собой, у этой идеи должно быть куча плюсов и при этом единственный минус - цена. И самое главное, эта идея должна кардинально улучшать качество жизни клиента в рамках данного помещения. В подобном случае я делаю эскиз, подробно считаю смету и предлагаю эту идею клиенту, прикрепляя всю необходимую информацию. В результате обсуждения может быть принято одно из трех решений - положительное, отрицательное или компромисс. Как правило, если предлагаешь человеку интересную историю, он соглашается на ее внедрение и находит бюджет. В результате получаем улучшенный первый вариант, то есть интерьер эконом-класса с одним - двумя интересными дизайнерскими решениями.

Третий вариант - самый веселый, когда средства крайне ограничены, но есть энтузиазм, золотые руки и желание сделать мир лучше. В интерьере миксуются самые простые материалы, которые можно купить в строительном супермаркете - доски, бруски, бетон, фанера, провода и гвозди. Часть работ выполняется собственноручно, восстанавливается старая мебель, часть предметов переосмысливаются, старые ящики становятся прикроватными тумбами, деревянные поддоны превращаются в кровать, из бетона собственноручно отливаются столешницы, кухонный гарнитур выпиливается циркуляркой из фанеры. Это звучит пугающе, но на самом деле это крайне увлекательный процесс. Благо, на YouTube сейчас полно видеоинструкций на тему DIY.

В конце концов, при ограниченных средствах совсем не обязательно отказываться от интерьера своей мечты. Я советую делать так: вложите имеющиеся средства в проект, в квалифицированных исполнителей, в отделочные материалы и встроенную мебель и технику. Сэкономьте на диванах, креслах и люстрах, их потом можно будет заменить. Как только залатаете финансовые дыры в бюджете, купите их и проект будет завершен на 100%.

Нужно сказать, большинство моих клиентов поступает именно таким образом, и мне годами приходится дожидаться финальной фотосъемки интерьера)