Однажды вечером в Нью-Йорке оживленная публика расходилась из художественной галереи, бурно обсуждая увиденное и споря о чем-то. Неожиданный эффект произвели картины молодого художника, Фрэнка Стеллы. Тогда, в 1959-м году, еще никто не подозревал, что событие войдет в историю под названием «Выставка ''Черных картин''» и положит начало новому мощному течению в искусстве и дизайне — минимализму.

 

Фрэнк Стелла. Без названия

 

Издалека полотна Ф. Стеллы казались абсолютно черными, и только присмотревшись, на них можно было обнаружить тонкие белые линии, ровно расчерчивающие поверхность под различными углами. Позднее прямые линии и черно-белая гамма прочно закрепятся за всем, что будет связано с минималистским дизайном. В том числе и в интерьере.

Про минимализм обычно говорят: «Это когда мало всего и пустые стены». На самом деле минимализм — это многогранная и сложная философия, подобную которой, пожалуй, не найдешь во всех остальных современных стилях. Большинство из них так или иначе сами вышли из минимализма. Формировался он долго, больше ста лет, синтезируя в себе различные идеи и приемы, а выставка «Черных картин», о которой вы прочли в самом начале, — на самом деле лишь верхушка огромного айсберга.

 

 

Характерно, что минимализм в интерьере предпочитают люди, которые не зависят от чужого мнения и не стремятся вещами доказывать гостям свою значимость. Между внешним эффектом и собственной гармонией они всегда выбирают второе. Для таких людей и предназначен наш рассказ о том, из чего складывается настоящий минимализм.

 

1. Функция превыше всего

Если в интерьере для вас прежде всего важна удобная организация пространства и эргономичность предметов мебели — то минимализм, с большой долей вероятности, ваш стиль. Если в декоративной вазе эпохи Мин или вензелях на кровати вы видите очередной пылесборник, а большой комфортный диван, расположенный на правильном расстоянии до телевизора, — это для вас не мелочь, которой можно поступиться, то определенно стоит присмотреться к минималистичному стилю.

 

 

Вся его внешняя, иногда непонятная, лаконичность есть не что иное, как приоритет функции, которая определяет все. Поэтому интерьеры в данном стиле отличает архитектурный подход, работа с пространством и формами, в отличие от декораторского, для которого определяющее значение имеют цветочки на шторах и цвет картинной рамы. Функционализм как подход к проектированию зданий, интерьеров, мебели и бытовых вещей возник вместе с понятием «дизайн» вообще. Произошло это в начале XX века, когда впервые появилась острая необходимость соединить искусство и промышленность. Проще говоря, если предмет в первую очередь удобен для человека и отлично исполняет свою функцию — это и есть настоящий дизайн.

 

 

2. Прямолинейность и геометризм

Эти черты — родом из конструктивизма, знаменитого направления в архитектуре и промышленном дизайне 1920-1930 гг. Конструирование, поиск идеальной композиции — вот к чему стремились его приверженцы. Единственным условием было использовать минимум художественных средств, простые геометрические фигуры и тела. Профессионалы так талантливо связывали их в единое целое, что на выходе получались общепризнанные шедевры архитектуры и дизайна, не потерявшие своей актуальности и сегодня. Зачем мы вам это рассказываем? Потому что то же самое происходит каждый раз, когда проектируется интерьер в стиле минимализм. Посмотрите на этот проект гостиной. При помощи простых форм стеллажа, тумбы, телевизора и даже коврика на полу сложена красивая, завершенная композиция, глядя на которую возникает чувство гармонии.

 

 

«Ничего лишнего» — известный девиз минимализма. Но не потому, что этот стиль аскетичен. Наоборот — он настолько наполнен невидимыми связями между частями, что любая дополнительная деталь может разрушить его единство, поэтому она тут и не нужна. Остается добавить, что правильная композиция — едва ли не самое главное в искусстве вообще. Как говорил классик, «умение передать целое – основной признак истинного художника» (Эжен Делакруа).

 

 

3. Свет и тень

Вы будете удивлены, но факт остается фактом: минимализм — это один из самых высокохудожественных стилей. Все дело в его специфической черно-белой гамме. Любому художнику известно, что белый фон лучше всего позволяет увидеть соотношения света и тени на поверхности, а градации черного делают изображение контрастным. В этом смысле минималистичный интерьер можно сравнить с графикой — рисунками, сделанными карандашом или тушью. Применение самых разных тонов и белого, и черного (в том числе серого) позволяет сделать дизайн интересным и сложным.

 

 

При помощи ахроматической гаммы лучше всего удается подчеркнуть чистоту формы — это касается и скульптуры, и архитектуры, и интерьера. Наблюдения за изменениями светотени становятся еще интересней, когда в течение дня меняется естественное освещение, а вечером включаются лампы. Кстати, «Черный квадрат» К. Малевича (1915), который принято считать символом минимализма и с которого, собственно, все и началось, тоже не вполне черный, хотя соотношения тонов на картине самое что ни на есть минималистичное.

 

 

4. Небольшие вкрапления цвета

Стиль допускает небольшие вкрапления обычных (хроматических) цветов — красного, зеленого и так далее. У этой особенности тоже есть своя предыстория. Дело было так. Жил в начале XX века известный художник — Пит Мондриан. Он прославился тем, что писал картины, которые состояли из прямоугольников и линий в трех основных цветах спектра — синем, желтом и красном. Цвета были чистые, фигуры заполнялись одним тоном, безо всяких переходов и оттенков. Выразительность подчеркивалась также черным и белым цветами.

 

 Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим

 

Мы не будем долго объяснять вам все тонкости, в чем тут новшество и достижение, а скажем лишь, что творчество Мондриана оказало большое влияние на весь последующий дизайн, в том числе, графический, промышленный, ну и, конечно, интерьерный. Вот откуда в черно-белом интерьере появились цветные элементы: небольшие, яркие и непременно насыщенного оттенка. Диапазон допустимых красок с тех пор существенно расширился, вернее, были сняты все ограничения, и для интерьера это, конечно, оказалось плюсом. Цветная ниша, кресло, панно на стене, ковер на полу, один из фасадов навесного шкафа — вот примеры использования данного стилистического приема.

 

 

5. Свобода и спокойствие

Это не та свобода, о которой вы подумали. И так понятно, что все любят, когда много места, воздуха и света, при первой возможности стремятся спроектировать студию, а окна — сделать максимально большими. Речь идет о свободе творчества, причем не дизайнера, а того, кто будет жить в интерьере. Именно ему выпадает счастливая возможность интерпретировать то, что он видит, по-своему. Минимализм — это стиль бесконечной неоднозначности. Его плоскости и объемы лишены прямого, навязанного значения. Стандартный подход, когда портрет есть портрет, а листики на обоях или даже орнамент из какого-нибудь дворца — только растение или орнамент, в минимализме не проходит. Тут все зависит от того, кто смотрит: он может сколько угодно размышлять и фантазировать, дополняя картинку интерьера собственными идеями и эмоциями.

 

 

А может и не дополнять, а просто жить в спокойном пространстве, создающем тихий фон без визуальных напряжений. И это тоже уникальное качество минимализма. Почему-то многие думают, что минималистичный стиль выбирают скромные непритязательные люди, которые хотят чего попроще. Нет, это не так. Точнее, не совсем так. Его выбирают также и те, кто любит яркие впечатления, разноцветные пейзажи и внешний лоск. Просто их ритм жизни уже дает им все это за пределами дома, в который они возвращаются, чтобы отдохнуть и прийти в спокойное состояние духа. «Успокаивающие» интерьеры сегодня ценятся все больше: потому что мир вокруг — на улице, на работе, в общении и поездках — вертится как в калейдоскопе.

 

 

Богатство и возможности стиля, о котором мы говорим, видны не сразу и не всем. Но если он вам хоть немного интересен, попробуйте пойти дальше: посмотреть фотографии интерьеров и попытаться их проанализировать. Представьте, как бы это смотрелось у вас дома, что бы вы хотели переделать под себя, а что оставить. Вот увидите, вам откроется много чего такого, о чем вы раньше и не подозревали. А.П. Чехов как-то написал своему брату фразу, ставшую крылатой: «Краткость — сестра таланта». Так вот, краткость в интерьерном дизайне — это и есть минимализм.

 

Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)